МАРКИРОВКА СПЕЦОБУВИ. КАК ОТЕЛЯМ РАБОТАТЬ С МАРКИРОВАННОЙ ПРОДУКЦИЕЙ?
Предисловие. Незаконный оборот товаров в России.
Последние годы в России активно ведется борьба с нелегальным оборотом продукции. Его доля особо велика в сфере легкой промышленности: производстве обуви и одежды, косметики и парфюмерии. Денис Мантуров, министр промышленности и торговли РФ, в ноябре 2019 в интервью для РИА Новости сообщил, что объем незаконного оборота в этой сфере снизился в период с 2015 по 2018 год на 13%.
Во многом этому снижению способствовало появление национальной системы цифровой маркировки. Владимир Путин одобрил решение нашего правительства о ее создании еще в декабре 2018 года. В полную силу она должна заработать до 2024 года.
Систему назвали «Честный знак». Ее основные задачи: бороться с контрафактом и контрабандой, защищать потребителя и легальный бизнес, помогать добросовестным производителям и их брендам. Предполагается, что внедрение системы маркировки значительно снизит долю контрафакта, а честные организации будут защищены от репутационных потерь в случае появления подделок.
МАРКИРОВКА ОБУВИ
С 1 июня 2018 года в России стартовал пилотный проект по маркировке обуви. Это как репетиция перед основным запуском, который, кстати, будет совсем скоро – 1 марта 2020 года. Производителям дан этот период специально для того, чтобы во всем разобраться, закупить необходимое оборудование и перестроить внутренние процессы. И первое, что нужно сделать – это зарегистрироваться в системе «Честный знак».
КАК ПРОИСХОДИТ ПРОЦЕСС МАРКИРОВКИ?
Цифровую маркировку осуществляет производитель или импортер. Для этого нужно заказать цифровые коды в формате DataMatrix в системе «Честный ЗНАК». Причем если на пути производитель-покупатель имеется несколько переходных точек, то на каждой такой точке продажи или перепродажи сведения о собственнике продукции нужно обязательно менять. И вносить их в систему маркировки. Почему обязательно? Все действия в системе «Честный знак» расцениваются как юридически значимые. Более того они закрепляются усиленной квалифицированной электронной подписью.
КТО КОНТРОЛИРУЕТ МАРКИРОВКУ?
Государство.
Контроль за системой маркировки осуществляют сразу несколько органов исполнительной власти – это Федеральная таможенная служба, Минпромторг, Министерство финансов, Роспотребнадзор, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба безопасности, Министерство цифрового развития. Поэтому к вопросу маркирования товара нужно подойти серьезно как производителям, так и продавцам. Тем более что времени, чтобы наладить процессы, остается все меньше.
Покупатель.
Не будем забывать и того, для кого во многом создается вся эта система. Конечный потребитель. Он также может принимать участие в контроле за нелегальным оборотом. Для этого нужно скачать на смартфон приложение «Честный знак», которое доступно в AppStore и Google Play. На данный момент через него уже можно проверять коды табачной продукции и лекарств, чуть позже можно будет считывать информацию по обуви.
Бизнес.
Приложение «Честный знак» может быть полезно самим предпринимателям и организациям, непосредственным участникам товарного оборота. С помощью приложения можно распознавать и считывать коды, проводить инвентаризацию.
ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ
- Маркировка не проставлена. Административный штраф для граждан — от 2000 до 4000 рублей, для должностных лиц — от 5000 до 10000 рублей, для юридических лиц — от 50000 до 300000 рублей.
- Маркировка проставлена неверно или не содержит перечня необходимых данных. Административный штраф для должностных лиц — от 5000 до 10000 рублей, для юридических лиц — от 50000 до 100000 рублей.
Все единицы продукции, не соответствующие требованиям, конфискуются. *
*КоАП РФ Статья 15.12.
КОГДА МАРКИРОВКА СТАНЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ?
С 1 марта 2020 года производство, импорт, розничная торговля и оборот немаркированной продукции станут официально запрещены в нашей стране. С этого момента все операции с оборотом обуви, будь то производство, продажа или перепродажа, должны сопровождаться процессом маркировки, а сведения о ней должны передаваться в систему «Честный знак».
КАК ВВЕСТИ МАРКИРОВАННУЮ ПАРУ В ОБОРОТ?
- Заказать код маркировки в системе «Честный знак»
- Нанести код на обувь
- Подать сведения о паре в систему.
Обратите внимание, что вносить сведения нужно во всех перечисленных случаях:- произведена новая пара обуви (код наносится на месте производства, до отгрузки)
- пара завезена с территории ЕАЭС (маркировка должна быть осуществлена до ввоза на территорию России)
- пара импортируется из других стран (пара должна быть промаркирована до попадания на таможню)
- физическое лицо отдает пару на комиссию
- покупатель возвращает пару и на ней нет маркировки
- в любом случае, когда утерян код маркировки.
Маркировать и подавать сведения о паре обуви должен их текущий собственник. То есть это не всегда производитель или импортер — а любое лицо или организация, которая будет осуществлять продажу кому-либо. Если в движении товара от производителя к конечному покупателю меняются собственники товара, то сведения о каждой такой смене должны поступать в систему «Честный знак».
Если вы участвуете в передаче собственности на обувь, то вам нужно оформлять несколько документов. В первую очередь, это универсальный передаточный документ – УПД. В нем указывают вид сделки. В некоторых случаях может потребоваться еще универсальный корректировочный документ и универсальный передаточный документ исправленный. Все эти документы должны закрепляться универсальной квалифицированной электронной подписью. С вопросами документооборота легко справится ваш бухгалтер. Главное, что нужно помнить – все эти сведения должны попасть в «Честный знак» в течение 3 дней с момента отгрузки товара и не позднее, чем он будет передан третьим лицам.
КАК ОТЕЛЯМ РАБОТАТЬ С МАРКИРОВАННЫМИ ОДНОРАЗОВЫМИ ТАПОЧКАМИ?
Одноразовые тапочки не являются исключением для системы маркировки и полностью попадают под ее действие. Почти каждое российское заведение сферы гостеприимства приобретает этот вид спецобуви и оснащает ими номерной фонд. О чем стоит позаботиться владельцам отелей?
Вариант 1
Если тапочки предоставляются гостю формально бесплатно (уже лежат в номере или доставляются в номер без дополнительной платы), то владельцу отеля не нужно регистрироваться в системе «Честный знак» и становиться еще одним участником товарооборота. Это делает только поставщик оптовой партии. Он должен позаботиться о внесении всех данных в систему, о необходимых документах и других действиях по оцифровке товара.
Как только тапочки официально приобретаются отелем или гостиницей, поставщик меняет данные о собственнике в системе «Честный знак» и эти товары больше не подлежат дальнейшей продаже. Коды маркировки на одноразовых тапочках становятся недействительными.
Вариант 2
Если владелец гостиницы приобретает обувь для последующей перепродажи, например, постояльцам своего же отеля, то ему, как и всем участникам товарооборота, нужно соблюдать все требования закона о маркировке продукции. В ином случае такая продажа будет расценена как незаконная.
Вариант 3
Если вы покупаете обувь как физлицо, то регистрироваться в «Честном знаке» и выполнять остальные требования закона о маркировке не нужно.